Студентка университета Цинхуа (清华大学)
Интервью публикуется с сохранением особенностей стиля респондента
Где ты учишься? На каком факультете и какой будет твоя специальность после выпуска?
Я учусь в аспирантуре в Университете Цинхуа на факультете международных отношений. Официально моя специальность – «политология», но уклон все же на международные отношения, это более распространённая практика среди иностранных студентов.
Сколько лет необходимо учиться на твоей
специальности?
Как проходил процесс поступления в условиях закрытых границ и невозможности личного присутствия?
Думаю, что он бы не отличался от процесса поступления и в условиях открытых границ. Это только в Украине нужно подготовить миллион бумаг, распечатать сотни копий и на своих двоих пойти в приемную комиссию (но вроде тут есть некие сдвиги). В Китае все проходит онлайн. У меня, к сожалению, нет опыта учебы в Китае в магистратуре, например, однако могу сказать, что для поступления в аспирантуру нужно «попотеть». У меня были очень сжатые сроки для заполнения разной информации на сайте университета, которая выходила за рамки стандартного пакета, который требуется, к примеру, для получения стипендии. Процесс поступления – это прохождение собеседования. У меня таких была два. Задают вопросы широкого спектра – какое направление исследований меня интересует, по какой причине, какая у меня теоретическая база, возможно практический опыт. Заранее сообщили, что собеседование будет проходить на английском, но оно проходило на китайской (что к лучшему!). Оба раза было очень интересно и для меня самой. Преподаватели, которые тебя слушают, вступают с тобой в диалог, чувство, что ты просто приятно общаешься, а не находишься на собеседовании. Но, конечно, немного боязно было, все же первый опыт, но в общем мне понравилось.
Преподаватель идет на встречу, зная, например, что у тебя 3 часа утра и голова настроена на мысли о подушке больше, чем на китайский?
В первом семестре (с сентября 2020 г. по зиму 2021 г.) мне повезло больше. Два занятия у меня начинались в 7:30 (а потом уже в 8:30 в связи с переводом часов в Украине) и длились по 1.5 часа, и только одна пара (китайский язык – он обязателен для иностранных студентов) была в 2:00 ночи (потом в 3:00 по той же причине). Тогда преподаватель «смиловался» и часть студентов, которые, как и я находятся не в Китае, могли просто смотреть запись занятия (университет использует специальный ресурс 网络学堂). Экзамены правда проходили ночью. Во втором семестре ситуация была иной. Занятий чуть больше и все они проходят ночью. Так в понедельник занятия длятся с 3:00 до 11:00 с короткими перерывами и с одним длиной в 1.5 часа. Во вторник – с 5.00 до 7.00. Скажу, что вот это сложно. Видимо 5 утра – «не моё» время. Вероятно, картина отличается от других вузов и студентов. У меня всего 3 пары в среднем в семестре, больше просто не справляешься с домашним заданием, дополнительными работами и так далее. Так что такой «порядок» у меня всего дважды в неделю. В принципе мне сказали, что я могу и не присутствовать, но участие в обсуждениях, работе на занятиях очень важно. Мы делимся своим мнением по ряду вопросов, какие-то вопросы возникают и в ходе занятия. Плюс, за такую работу (присутствие и активность) ставят баллы, которые потом влияют на окончательную оценку. Так что хочешь – не хочешь, но встаешь, идешь и включаешься и в 3 утра.
Как в целом складываются отношения с преподавателями, и как они строят процесс обучения?
Тут сложнее сказать за процесс обучения, так как у меня нет «опыта» учиться в университете (именно в этом и на такой специальности) до начала пандемии. Со стороны кажется, что так процесс проходил и раньше. Банально, сейчас просто камеру еще поставили и подключили себя и часть студентов к аналогам программы ZOOM. 99% взаимодействий студент-преподаватель проходит конечно «там» - за экраном J. Да, к нам (онлайнщикам) «взывают», но в строгих рамках «вопрос-ответ». Если мне, например, хотелось бы включиться к обсуждению вопроса студента-оффлайнщика, который только задал вопрос, будет сложновато, приходится перебивать всех и вся либо ты просто не успеваешь. У нас - онлайнщиков есть возможность, как и у оффлайнщиков, пообщаться с преподавателем в его office hour, но если туда уже пришли оффлайнщики, то скорее у тебя ничего не выйдет, так как времени на тебя уже не хватит. Отсюда думаю становится понятно, как складываются отношения с преподавателями. Я обычно отправляла e-mail и в принципе ответ я получала. Также здорово помогают ребята-помощники преподавателей, с ними и общаться проще (они такие же студенты, как и ты), плюс в курсе всех процессов, вопросов и т. д.
Как строишь отношения с однокурсниками с учетом невозможности личной встречи?
Сложно :) У меня есть контакты со студентами, с которыми у меня один научный руководитель. Очень помогали в самом начале. Кого-то знаю, потому что работали в одних группах на одном курсе. У нас есть общая группа в WeChat моего курса (то есть моего года поступления). Но там больше решают вопросы разные. Вообще, как я поняла, организовываются разные мероприятия, «сходки», с целью подружиться, лучше узнать друг друга, но шанса воспользоваться такими возможностями сейчас нет. А на одном курсе с тобой могут учиться ребята даже с другого института/факультета или кто уже заканчивает. С кем-то тоже немного общались. В общем, здесь на «2», если сравнить мои бакалавр и магистратуру.
Какого тебе сейчас учиться онлайн? Как ты относишься к дистанционному обучению? Расскажи о своем распорядке и том, как проходят пары на расстоянии от лектора в десятки тысяч км и с разницей во времени. Как борешься с прокрастинацией, если вдруг накатывает.
Онлайн – это выход, но
краткосрочный. Дистанционка вполне неплохая «тема», но только в качестве
дополнительного инструмента. Про пары и распорядок я рассказала чуть выше, не
буду уже повторятся. Но общение – это все. Конечно, нам всем, и в Украине, и в
Китае, и в других местах дистанционка помогла, но так не может продолжаться
вечно. Учеба дома, конечно, разленила меня. Все процессы максимально
растянулись во времени. Что я раньше делала час-два, теперь делаю чуть ли не
полдня. Мне лично собраться очень сложно. Не знаю как будет дальше (у меня еще
один год лекций) и пытаюсь себя настроить на следующий семестр, но получается
так себе. С прокрастинацией никак не борюсь уже, так что, если у тебя или у
подписчиков, кто прочитает мое «жалостливое» интервью, есть идеи – буду рада
узнать тоже.
Ты уже сталкивалась с экзаменами и контрольными
онлайн? Как проходит этот процесс? Как тебя контролирует и проверяет
университет? Какая используется система оценивания?
Да, но всего один раз. Форма экзамена большей части предметов – это сдача небольшой работы на 5-6 тысяч иероглифов по близкой к тебе теме в рамках курса. Ты знаешь об этом заранее еще в начале курса, в принципе времени подготовиться много, но кто им пользуется то? (вопрос риторический). Реальное время написание работы – 2 недели. В первом семестре я сделала все заранее, а во втором пришлось дописывать буквально за считанные минуты до дедлайна. Так как и предметы были более сложные, и работ надо было написать тоже больше. Работы сдаются онлайн (+бумажный вариант для оффлайнщиков, возможно). Преподаватель заходит в программу на свою страницу и все видит. Не успел сдать – твои проблемы. Не знаю, честно, что было бы. Наверно незачет и заново брать курс. Через пару недель ты у себя, через специальный сайт, можешь онлайн посмотреть оценки. В общем, эти процессы – сдача, проверка работ, оценивание – все они автоматизированы. И это упрощает коммуникацию. С другой стороны, есть предметы, которые надо реально сдавать. Например, у меня это был китайский язык. Экзамен письменный. Ничего сложного в принципе. Сдал в 4 часа ночи и пошел спать!)
Ты учишься на бюджете. Твоя стипендия ждет тебя в Китае в том прекрасном будущем, когда границы откроют или университет нашел способ ее выплачивать студентам, которые не смогли приехать?
Университет не нашел способ. Я думаю, это не сам университет должен заниматься, а структуры, которая выдают стипендии. Их ведь много, но насколько я слышала, никто из стипендиатов, которые находятся не в Китае, не получает стипендий. Они, да, как ты хорошо сказала, ждут нас в «том прекрасном будущем».
Какие твои прогнозы о будущем для студентов, которые хотят поехать в Китай на учебу, сколько еще представит учиться онлайн и какие шансы, что границы откроют уже в ближайшее время?
Ух, ну все мы ждем, конечно.
Мой прогноз – до зимней олимпиады и еще полгода спустя точно не будут пускать.
А дальше… Мне кажется, что этот процесс растянется на какое-то время. Скорее
всего, кому останется на тот момент полгода учебы – их пускать не будут. Будут
заканчивать онлайн. Дабы уменьшить количество въезжающих. Остальных – по
приоритетности. Думаю, технические специальности первые получат возможность
въехать. Мне, на самом деле, интересно как нынешние закрытые границы повлияют
на желание иностранных студентов поступать в Китай. Мы ведь говорим не только
за возможность въехать/выехать, это ведь еще разные самоизоляции, тесты,
проверки и т. д. Было бы интересно посмотреть если ли количественные изменения
в числе студентов, поступающих в Китае в этом и прошлом году. Из некоторых моих
друзей, кто учится за границей, лишь у меня нет возможности поехать. Станет ли
это фактором, согласно которому студенты будут более тщательно выбирать куда поступать на
учебу? Ну это так, для размышлений!)
Спасибо за интервью, замечательные вопросы и интересный разговор J Надеюсь, твоим подписчикам будет интересно. Буду рада за вопросы или какую-то информацию)
Тебе спасибо за интересный разговор и честные ответы. Желаю скорейшего открытия границ и учебы офлайн в самом Китае!
#DivChina
Комментариев нет:
Отправить комментарий